Контейнерные поезда набирают обороты
В 2012 году контейнерные грузоперевозки составили 3 млн TEU, это на 10% больше, чем в 2011-м. Из этого грузопотока значительная доля пришлась на контейнерные поезда.
Всего было отправлено в контейнерах во всех видах сообщения в 2012 году свыше 7,3 тыс. контейнерных поездов. Для сравнения: в 2010 году было отправлено всего 4,3 тыс. контейнерных поездов (в среднем около дюжины поездов в сутки).
В ОАО "РЖД" планируют и дальше наращивать отправки в контейнерных поездах. К 2020 году предполагается существенно увеличить долю перевозок в них: таким сервисом намечено охватить каждый второй груженый контейнер. Причем, в международном направлении подобные отправки уже превысили эту планку: свыше 51,3% груженых контейнеров оформляются именно контейнерными поездами. И они преобладают над одиночными контейнерными отправками (их доля составляет около 43%).
Незначительную долю в экспортно-импортных направлениях составляют групповые отправки, оформляемые по одному перевозочному документу (3,2%). Они составляют своего рода альтернативу контейнерным поездам. Их преимущество в том, что в данном случае транспортировка осуществляется на все станции, открытые для работы с контейнерами, а контейнерные поезда курсируют только по определенным маршрутам – в основном между станциями, где имеются крупные контейнерные терминалы. Однако маршрутная скорость групповых отправок такая же, как и одиночных перевозок контейнеров: она составляет от 75 до 450 км в сутки. Между тем, скорость движения контейнерных поездов может превышать 1 тыс. км в сутки. Как минимум, получается вдвое быстрее. Это доказывает, в частности, введение поезда Санкт-Петербургский узел – Нигозеро: в этом направлении обычный поезд следует в среднем 24 часа, а контейнерный - около 12 часов. Грузы из Москвы до Новосибирска в контейнерах, в составе обычного поезда идет 6-7 суток, а при отправке контейнерным поездом - от 3 до 5 суток.
Сервисы расширяются
Правда, во внутреннем сообщении доля контейнерных поездов незначительна. Это связано с низким уровнем контейнеризации грузов в целом. Тем не менее, в последние годы и во внутреннем сообщении доля отправок контейнерных поездов увеличивается. Они растут вдвое быстрее по объемам отправок, чем на международных направлениях.
Появились и новые внутренние сервисы - это блок-трейны: регулярные контейнерные поезда, курсирующие на короткие расстояния между портом и тыловыми терминалами. Такие перевозки осуществляются, например, в порту Санкт-Петербург: поезда связывают терминально-логистический комплекс компании «Модуль» со станциями Автово и Новый Порт. Смысл контейнерных блок-трейнов в том, что они позволяют накапливать судовые партии не на причалах порта, а на тыловых терминалах. Кроме того, это снижает нагрузки на проезжую часть города, которая часто забивают автомобильные пробки.
В целом контейнерные поезда можно разделить на несколько типов. Местные – осуществляют перевозки между портами и контейнерными терминалами и интермодальными центрами (имеет формат сборного, участкового или передаточного поезда). Маршрутные поезда перевозят контейнеры между интермодальными центрами и хабами (крупными терминалами в портах и погранпереходах). Ускоренные маршрутные контейнерный поезда связывают прежде всего терминалы в морских портах и на погранпереходах. При отправках экспрессов ОАО "РЖД" обещает обеспечить повышенную маршрутную скорость – не менее 550 км/сутки во внутреннем и свыше 1 тыс. км/сутки в транзитных рейсах.
На Октябрьской железной дороге в 2013 году предполагают добавить к этим поездам еще один новый вид сервиса: интермодальные перевозки – это комбинированные транспортные услуги на базе существующих маршрутов. Иными словами, железнодорожники намереваются взять на себя на первом этапе сквозные железнодорожно-морские сервисы по доставке грузов, что позволило бы ускорить время перевозки за счет нахождения контейнера в морском порту.
Компания «Техноснаб ТЛК» (www.1tsn.ru) предоставляет услуги по организации мультимодальных контейнерных перевозок. Контейнерные грузоперевозки применяются для перевозки малых партий грузов различного назначения.
Условия доставки и обеспечения безопасности груза оговариваются в индивидуальном порядке.
Направления роста
Если говорить о направлениях перевозок, основной объем перевозок в контейнерных поездах обеспечивается за счет экспорта. В них перевозят дорогостоящую продукцию российских промышленных предприятий. Например, по маршруту Санкт-Петербург - Нигозеро следуют контейнеры с бумажной продукцией Кондопожского ЦБК. Растет спрос на перевозки из Москвы в направлении Прибалтики и Санкт-Петербурга.
Однако в последнее время темпы роста импортных поставок превышают динамику экспорта. Например, это наблюдается по маршруту Брест – Калуга за счет прибавки в поставках автокомплектующих для завода Фольксваген в Калуге. Почти четверть отправок импортных грузов в контейнерных поездах приходится на грузы по маршруту Находка-Восточная – Москва.
В транзитном сообщении контейнерные поезда перевозят грузы НАТО (в основном невоенные) в Афганистан через погранпереходы с Латвией, а также разнообразные товары в Казахстан. Есть также маршрут, по которому доставляют комплектующие на автосборочный завод Daewoo в Ассаке (Узбекистан).
На внутренних маршрутах самыми популярными направлениями стали контейнерные перевозки из Москвы в Екатеринбург и Сибирь.
В контейнерных поездах по Транссибу в 2012 году было перевезено свыше 286 тыс. TEU, в том числе, в транзитном сообщении – 69,7 тыс. TEU.
Среди недавно открытых маршрутов можно назвать Брест – Воротынск, а также Брест - Забайкальск, по которому из Европы в Китай перевозят продукты и химические препараты.
Для расширения объемов перевозок в контейнерных поездах требуется дальнейшее развитие терминальных сетей. По мнению ОАО "РЖД", необходимо также внесение поправок в нормативно-правовую базу, что бы обеспечить выход на параметры, предусмотренные Концепцией комплексного развития контейнерного бизнеса в ОАО «РЖД». Без этого сложно осуществить модернизацию инфраструктуры и грузовых дворов, чтобы оказывать услуги качественно и в срок.