Лизинг грузовой техники
Лизинг представляет собой форму кредитования, при которой финансовая организация предоставляет имеющееся или приобретенное по поручению арендатора имущество в ограниченную собственность арендатору. Другими словами лизинг — это долгосрочная аренда имущества с последующим переходом права собственности арендатору. Обладает некоторыми налоговыми льготами и прочими особенностями, о которых позже.
В Россию лизинг, как впрочем, и все другие инструменты рыночной экономике, пришел с Запада, однако в отличие от других форм кредитования это относительно молодой инструмент. С 29 октября 1998г. он регулируется Федеральным законом о финансовой аренде (лизинге) и можно сказать с этого времени все более активно применяются как на рынке в целом, так и в транспортной логистике.
По итогам 2012 года сегмент грузового автотранспорта вырос по отношению к другим объектам лизинговых операций на 19% по отношению к прошлому году и составил 11,18% от всего рынка лизинговых операций в новом бизнесе по информации рейтингового агентства «Эксперт РА». Динамика уверенного роста отмечается экспертами и в 2013 году, что сулит логистическим компаниям и перевозчикам улучшение условий использования данного финансового продукта и его удешевление, следовательно, настало время задуматься о лизинге грузового автотранспорта.
При выборе лизинговой компании и принятие решения о приобретении автотранспорта при помощи данного инструмента следует обратить внимание на два важнейших показателя. Первый это взнос за объект лизинговой операции. Его размер обычно не превышает 30% изначальной стоимости. Второй – процент удорожания в год, взимаемый за пользование этой услуги. Он может составлять от 5 до 10%. Для этих двух параметров прослеживается обратная зависимость – уменьшение первого взноса, несомненно, отразится на показателе ежегодного удорожание арендуемой техники, а за уменьшение процента удорожания с вас могут попросить вложить дополнительные средства в качестве первого взноса.
Еще одной спецификой данного финансового продукта является неравномерность ежемесячных выплат. Наиболее высокий ежемесячный платеж придется осуществлять в первые полгода-год, после чего его размер идет на убыль. Для транспортной компании это не очень удобно, т.к. обычно расширение парка автотранспорта на первоначальном этапе невозможно осуществлять без простоев, тогда как с течением времени при налаживании бизнес связей и появлением надежных партнеров перевозка грузов автомобильным транспортом начинает приносить больший доход.
При этом преимущества лизинга автотранспорта для транспортных компаний очевидны.
Прежде всего, лизинг это снижение рисков для обеих сторон. Отношения между транспортной и лизинговой компанией куда «теплее», так как залогом в них является реальная собственность в виде грузового автотранспорта.
Доступность – еще одна положительная сторона лизинга. Так как право собственности на грузовой автомобиль остается у лизинговой компании в течение всего срока его аренды, а получить вложенные в них средства значительно проще, чем изымать денежные средства из оборота кредитополучателя, то и риски для лизинговых компаний здесь намного ниже, чем в случае с обычными способами кредитования. Чем ниже риски понести убытки, тем доступнее программа большинству участников.
Такая форма кредитования имеет как минимум один серьезный недостаток в случае с лизингом грузовой техники – необходимость обязательно страховать имущество. Владельцы парка грузовых автомобилей по-разному относятся к услуге страхования имущества – на данный момент в России это дорого, а страховые компании осуществляют выплаты неохотно, при этом страховой случай может вообще не наступить за все время эксплуатации автотранспорта. В конечном итоге страхование отразится на ставках за перевозки автомобильным транспортом в сторону их увеличения.
На данный момент на российском рынке распространены несколько видов лизинговых договоров, которые применительно к лизингу грузовой техники позволяют достичь определенных преимуществ владельцам бизнеса:
- В первую очередь, традиционный финансовый лизинг, особенность которого заключается в заключения лизингового договора на срок равный сроку полезного использования имущества - грузового транспортного средства. Такой договор транспортные компании заключают, в основном, чтобы экономить основные фонды предприятия. При этом партнерство становится действительно долгосрочным и по истечению срока действия договора транспортное средство продают по остаточной стоимости.
- Последнее время набирает популярность оперативный лизинг. Основное отличие этого договора от предыдущего заключается в том, что срок его действия значительно меньше, а выплаты по нему выше. Такие договоры предпочитают заключать представители малого и среднего бизнеса, при этом грузовой автотранспорт в таких случаях арендуется под определенные проекты, приносящие стабильный доход. В таком случае после одного-двух лет экономии транспортная компания получает небольшой парк грузовых автомобилей, чтобы в дальнейшем использовать его для перевозок грузов и получать более высокую прибыль.
- Интересным также представляется возвратный лизинг. Эта схема подразумевает покупку транспортной компанией определенного количества единиц техники, а затем продажу его лизинговой компании с целью последующей аренды. Действие, на первый взгляд не имеющее никакого смысла на самом деле может принести значительную прибыль, так как в таком случае транспортная компания уменьшает свою налогооблагаемую базу на сумму ежемесячных платежей за аренду техники. Кроме того, эта схема может действовать как антикризисное средство – предприятие получает какую-то сумму за продажу лизинговой компании грузового автотранспорта, после чего выплачивает ее с течением времени.
Таким образом, лизинг, являющийся сам по себе достаточно интересной формой кредитования, может предоставить транспортным компаниям определенные преимущества, в видении бизнеса.