Нестандартный груз – специфические перевозки
Перевозки негабаритов пользуются популярностью. Однако при их выполнении клиентам приходится считаться со спецификой такого рода услуг.
Основная доля негабаритных и тяжеловесных грузов: промышленное оборудование, комплектующие, станки, тяжелая колесная и гусеничная техника, металлоконструкции. Соответственно грузопотоки формируются в рамках программ развития в таких отраслях как добыча и переработка нефти, энергетика, обрабатывающая промышленность, металлургия, строительство объектов инфраструктуры и индустриальных объектов.
На российских железных дорогах аналогичные транспортировки специально не учитываются. Поэтому здесь приходится пользоваться экспертными оценками. Из них следует, что погрузка на сети негабаритов и тяжеловесов составляет около 210 тыс. тонн ежемесячно. В 2010-2011 гг. в среднем объемы прирастали 10–12% в год. В 2012 году динамика прироста существенно замедлилась.
Объемы перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по сети автотрасс оценивают по количеству выданных разрешений Росавтодором. По его данным, их количество в 2010-2012 гг. увеличивалось в среднем на 10% в год. Причем, в 2012 году темпы роста сохранились на уровне предыдущих лет.
Европа в приоритете
Около 90% импорта негабарита поступает в РФ из Западной Европы. Соответственно эти грузопотоки привязаны к крупным морским портам, где имеются тяжеловесные краны. Есть несколько вариантов поставки. На специальных поддонах, ролл-трейлерах или в контейнерах flatrack, представляющих собой открытую платформу с торцевыми стенками. Через Северо-Запад также следуют солидные объемы экспорта. Именно здесь и наблюдается основной прирост объемов негабаритных грузов.
Меньше активность внешнеторговых перевозок негабарита на Дальнем Востоке и на Юге. Вместе с тем, есть ряд факторов, которые могут содействовать спросу на них. Скажем, на Юге объемы перевозок негабарита в последние годы стимулировались стройками объектов Олимпиады Сочи-2014. А на Дальнем Востоке – возводились мосты и реализовались проекты, которые требовали поставок нестандартных конструкций и спецоборудования.
Если учесть, что основная часть перевозок негабаритов осуществляется между крупными городами, где расположены промышленные предприятия и центры дистрибуции, а также стройплощадки, то в большинстве случаев у грузовладельца есть выбор между перевозкой негабаритных грузов по железной дороге или автомобильным транспортом. И в том, и в другом случае грузоотправитель может сталкиваться с ограничениями: на железной дороге – в основном по габаритам, а на автотранспорте – из-за нагрузок на ось. При размещении на нашем сайте заявки на перевозку вы сможете получить полный комплекс услуг, начиная от консалтинговых услуг до практического исполнения перевозки в разумные сроки и по приемлемым ценам.
В период летней навигации выбор вариантов расширяется за счет переключения перевозок негабаритов на водные маршруты. Здесь единственное препятствие – речных портов, где способны обрабатывать тяжеловесы, в РФ немного. Поэтому водные маршруты используются либо как транзитные, либо как промежуточные пункты перевалок для смешанных цепочек перевозок.
Выбор схемы перевозок нередко зависит от сочетания целого ряда факторов: от цены услуги, от графика поставок и величины рисков. Поэтому чаще всего на выбор влияет соотношение цена – сроки – безопасность транспортировки.
Иногда у клиента просто не остается другого выбора, потому что на автотранспорте условия для получения разрешения на перевозку могут меняться – например, в зависимости от сезонности. Еще один фактор, влияющий на выбор вида транспорта, - наличие в месте отправки специализированного подвижного состава.
Логистические нюансы
Проблемы имеются как на автомобильном, так и на железнодорожном видах транспорта. Далеко не все автоперевозчики располагают соответствующими прицепами, а парк специального подвижного состава для перевозки негабаритных грузов ограничен: после распада СССР такой подвижной состав российские железнодорожные операторы вынуждены заказывать, как правило, за рубежом. Да и с его ремонтом вагонов-транспортеров есть проблемы.
Тем не менее, компаний, предлагающих свои услуги на этом рынке немало. Однако большинство из них сосредоточены в городах с развитым сектором логистики. Ситуация осложняется, если требуется выполнить какие-то особые условия. Например, конфигурация груза требует использования железнодорожных транспортеров сцепного типа, в состав которых должна быть включена промежуточная платформа определенного типа. В таком случае возможность выбора оператора резко сокращается.
При выборе оператора приходится учитывать и его возможность доставки порожних транспортеров к месту погрузки. Кроме того, общее их предложение также ограничено: на сети курсирует около 1,4 тыс. таких вагонов. Все это влияет на сроки выполнения заявок.
Правда, в зависимости от параметров груза для перевозки негабаритных грузов допускается использование не только транспортеров, но и некоторых типов специализированного подвижного состава. Например, груз может разместиться на некоторых моделях платформ – в частности, из тех, что создавались для доставки труб большого диаметра или 40-футовых морских контейнеров. В ряде случаев негабарит удается втиснуть в универсальные полувагоны.
Впрочем, нехватку специализированного транспорта испытывают и автомобильные перевозчики. Особенно когда для перевозок требуются специализированные прицепы. В некоторых случаях за помощью приходится обращаться в иностранные компании.