Санкт-Петербург притягивает грузы из Китая
В 2012 году морские перевозки из Китая в Россию продемонстрировали значительный прирост. Основными портами отправок стали порты Шанхай, Циндао, Нинбо, Яньтянь и Далянь. В основном в сообщении с ними осуществлялись контейнерные перевозки.
Особенностью таких доставок через Санкт-Петербург в том, что традиционно их основную часть составляли небольшие партии товаров и сборные грузы. При этом договоров на условиях CIF (продавец выполнил поставку, когда товар погружен на борт судна, а продажная цена включает в себя стоимость товара, доставки до борта, фрахта и страховки) в китайско-российских поставках до недавнего времени не практиковалось.
В основном товары из Китая импортировали на условиях FOB (оплата доставки до борта судна), но иногда осуществлялись и поставки на условиях EXW (покупатель сам доставляет груз на борт судна). Все это указывало на то, что торговые операции считались достаточно рискованными. Схемы FOB и EXW помогали минимизировать риски, связанные с грузоперевозками.
Однако в последние два года в контрактах стали практиковать и условия CIF. Это означает, что китайские производители стремятся заслужить репутацию надежных партнеров, развивают логистику сбыта, к которой подключаются стивидорные компании и морские операторы. Немаловажно, что договоры CIF включают в себя страховку грузоперевозок. Иными словами, готовы брать на себя часть рисков при обеспечении поставок (таможенное оформление и перевозку грузов железнодорожным и автомобильным транспортом). Это также свидетельствует еще и о повышении репутации логистических цепочек, завязанных на морской порт Санкт-Петербург.
Какие грузы перевозят сюда морским флотом из Китая? Традиционно основную долю составлял импорт из Китая товаров народного потребления (одежда, посуда, мелкая бытовая техника, игрушки) и негабаритные грузы (различное оборудование, механизмы, строительная и дорожная техника). На данном маршруте стали перевозить и некоторые опасные грузы (скажем, фейерверки). В организации перевозок проектных и негабаритных грузов может быть задействован железнодорожный, автомобильный и водный транспорт. Сама перевозка может быть выполнена как в прямом, так и смешанном сообщениях.
В 2011-2012 гг. к ним добавились стройматериалы, торговое и развлекательное оборудование, сантехника, химические волокна, ткани, спорттовары и сувениры. Надо заметить: в данном случае речь идет о прямых поставках продукции.
Акцент на трансшипмент
Через Санкт-Петербург значительная часть грузопотоков из Поднебесной следуют с перекладкой через порты Европы, где расположены ведущие центры дистрибуции. Причем, там значительная часть потребительских товаров брендируется и затем поступает в северную столицу под европейскими торговыми марками. Так поступает, например, в торговых сетях Ikea и Stockmann.
С перекладкой через дилерские склады в Европе из Китая поставляют и многие виды накатной техники (строительные и дорожные машины, автобусы, грузовики, тягачи, новые легковые автомобили). Здесь основной партнер петербургских стивидоров – Германия, с которой связывают морские паромные и ро-ро линии из Киля, Любека, Ростока и Засница.
Другой крупный центр дистрибуции, связывающий Санкт-Петербург с Китаем, - это Роттердам. На трансшипмент приходится основная доля доставок китайских грузов в РФ через порт Санкт-Петербург.
Альтернативные варианты – транспортировка китайских грузов через порты стран Балтии. Ранее это были смешанные цепочки с перекладкой на автомобили или железную дорогу. Однако сейчас в Эстонии и Латвии пытаются развивать собственную дистрибуцию. Это стало возможным после дноуглубления в ключевых портах этих двух стран – прежде всего, в Мууге. Таким образом, сюда стремятся привлечь крупнотоннажный морской флот с дальнейшей перекладкой на фидерный флот.
В этом и заключается основное препятствие на пути развития прямого сообщения между Санкт-Петербургом и Китаем: порт в северной столице остается преимущественно фидерным. Он никак не может превратиться в хаб, хотя здесь и есть возможности для обработки крупных морских судов. Проблема в том, что здесь не созданы условия для развития международной дистрибуции.
Соответственно и прямых рейсов из Китая в Санкт-Петербург немного. Основную долю судопотока составляет трансшипмент.
Если учесть, что большинство грузов из северной столицы следуют в Москву, здесь дополнительным преимуществом является возможность отправки их контейнерными поездами. Контейнерные железнодорожные перевозки - используются для перевозки малых партий грузов различного назначения и составляют основу «дверной» доставки.
Альтернативные маршруты
Альтернативный маршрут доставки грузов – с коротким морским плечом из Китая до Владивостока, Находки или Восточного, а затем по железной дороге в разные регионы России. Однако он не столько конкурирует с обходным маршрутом через Суэцкий канал в Санкт-Петербург, сколько дополняет его. Многие компании используют оба варианта для диверсификации рисков. Скажем, когда требуется доставить груз до Москвы.
До Санкт-Петербурга морем из Китая добираться, конечно, дольше. Однако эти перевозки в целом обеспечивают сервис «точно в срок». А восточный маршрут лимитирован пропускными способностями железных дорог, иногда образуется временная нехватка парка платформ под контейнеры или негабаритные грузы из-за недостаточно стабильного спроса на такие перевозки. Или потому, что подвижной состав просто не успели вернуть обратно под погрузку: в обратном направлении из РФ в порты Дальнего Востока платформы и контейнеры следуют в основном порожняком. Аналогичные проблемы возникают и при перекладках китайского экспорта на Юге через порт Новороссийск.
Между тем из Санкт-Петербурга контейнеры вернуть в Китай значительно проще. Причем, трансшипмент через Европу позволяет найти для порожних контейнеров еще и попутную загрузку. Все это положительно сказывается на объемах грузооборота морских сервисов.